← назад
Школа корпоративного тренинга Вячеслава Летуновского
Карта сайта
Закрыть

Главная страница

 

Руководство

О нас

Управление персоналом

Клиенты и проекты

Тренерское мастерство

Статьи

Продажи и работа с клиентами

Контакты

Полезные ссылки

Организационная диагностика

Расписание мероприятий

Развитие системы управления

Ближайшие мероприятия

Ближайшее заседание

Новости

О клубе

События

Стать членом клуба

 

   

О нас

 

Летуновский Вячеслав

Ермилова Елена

Ермаков Дмитрий

Журавлева Екатерина

Фатина Маргарита

 

Бизнес-тренинги. Суть, смысл. Эволюция и перспективы

Источники применения тренингов в бизнесе многообразны, это и наставничество, и социально-психологические тренинги, и спорт, и психотерапия и даже военное дело. Бессмысленно выделять какой-либо один основной, река бизнес тренинга питалась разными ручейками. Суть же бизнес-тренинга предельна проста: научить сотрудников тому, что делать они не умеют, при чем научить их именно тому, что им необходимо в работе.

Вот тут то и проходит главная водораздельная линия между бизнес-тренингом профессиональным и бутафорским. А бутафорских тренингов на современном российском рынке, увы, не менее половины. И как ни парадоксально в финансовом плане они часто не менее, а даже более прибыльны, чем профессиональные. Хотя если вдуматься, ничего удивительного в том, что это происходит, нет. Эпоху, в которой нам выпало счастье жить, с полной уверенностью можно назвать «Эпохой победы имиджа над сутью».

Успешные непрофессиональные тренеры чаще всего выступают в ипостаси блефующих драйверов. Сразу оговорюсь, я совсем не против драйвинга, драйвинг в бизнес-тренинге – вещь очень важная, но отнюдь, неглавная. Некоторым же особо убедительным тренерам-драйверам даже удается внушить Заказчикам, что в драйвинге собственно весь тренинг и заключается. Засилие на рынке тренингов этих самых блефующих драйверов привело в определенном смысле к девальвации самого понятия бизнес тренинг. Заказчики перестают верить в то, что тренинг действительно может привести к реальным позитивным изменениям в компетентности персонала, в лучшем случае тренинг их взбодрит не надолго.

Для того, чтобы прояснить бизнес-тренинг, его истинный смысл и цели  мне хотелось бы обратиться к такому широко известному историческому факту как штурм Измаила. Из истории мы знаем, что Суворов во время штурма располагал 32 тысячами человек против 35 тысяч у турок. При этом четверть его личного состава составляли новобранцы: сербы, молдаване, румыны. За одну неделю он оттренеровал их так, что в бою они оказались эффективнее янычар – профессиональных турецких военных. Общее соотношение потерь после штурма составило 6 турок на одного русского. И это при штурме непреступной крепости!!! Возникает закономерный вопрос. А как ему это удалось?

Как он учил солдат? Возможно, из истории вы помните, что Суворов приказал насыпать крепостной вал и выкопать ров, как раз такие, из каких и состояли Измаильские укрепления. Выделим первый важнейший момент: Точное моделирование рабочей ситуации посредством учебной. Маленькое отступление. В конце 2011г. я проводил управленческий тренинг с новосибирскими риэлторами. На тренинге они мне жаловались на то, что недавно с ними работал один известный питерский тренер по продажам, но тренинг окончился безрезультатно. Пока шел бизнес-тренинг они с ним очень долго бодались и, в конце концов, пришли к выводу о том, что его методы и опыт (а он в основном работал с торговыми сетями) для риэлторов не подходит. Я спросил у них, а как предтренинговая работа, была? – Нет, не было. Я не буду называть имя и фамилию этого тренера, одно могу сказать, его работа была далека от профессионализма. Лично я, к примеру, сценарии кейсов и ролевых игр обязательно составляю на материале Заказчика. Игры должны четко моделировать критически важные для эффективности работы ситуации.

Однако вернемся к Суворову. После того как укрепления точно моделирующие турецкие были построены, он целую неделю заставляет солдат взбираться по лестницам наверх, а взобравшись, колоть штыком чучела одетые в турецкую одежду (т.е. моделирование ситуации настолько близкое к реальному, насколько это вообще возможно). Мало того, он еще заставляет своих солдат играть роль обороняющихся турок, стреляя по нападающим холостыми патронами. Побывав в роли обороняющегося, солдат четко знает что тот видит, а что не видит, и как он будет вести себя во время штурма.

Итак, Суворов гоняет своих новобранцев (кстати, не только их) на вал целую неделю, пока у них не выработается устойчивый навык правильного поведения в бою во время штурма. Второй важнейший момент: учить людей до тех пор, пока необходимые навыки действительно не будут сформированы. С этим, на наших современных бизнес-тренингах тоже очень трудно: «Как? Вы хотите два дня? – Нет. Даже и одного не можем дать, только 4 часа. И то 2 часа во вторник, а два в пятницу». Спрашивается можно ли за 4 часа сформировать навык? Наверное, можно, если это какой-нибудь совсем простой навык. Например, навык работы с типовым возражением. Но если речь идет о комплексных навыках продаж, за 4 часа мы сможем только дать образ правильной последовательности продаж, ни о каких навыках речь не идет вообще. «А может быть мы лучше вебинар проведем? - вебинары, увы, навыки также не формируют.

Опыт показывает, что для того, чтобы в обычном коммуникативном тренинге был сформирован устойчивый навык, необходимо, чтобы каждый участник принял участие в ролевой игре. моделирующей его основную работу, в роли главного действующего лица не менее 2-х раз. В первой игре он пробует, ошибается, получает обратную связь тренера и коллег, во второй отрабатывает новую скорректированную модель поведения. А это как раз и выходит 2-х дневный бизнес-тренинг на группу 10 человек. А в идеале все это дело хорошо бы закрепить еще подобным тренингом через месяц, полтора.

На основании многолетнего опыта, я, с полной уверенностью могу сказать, что следование этим 2-м базовым суворовским принципам обучения, практически гарантирует, что тренинг будет эффективным. Т.е люди будут научены именно тому, что им действительно нужно в работе. Опять возникает закономерный вопрос, а почему же если подготовить и провести эффективный  бизнес-тренинг так просто, «подавляющее» меньшинство тренеров так поступает?

На этот вопрос у меня два ответа:

  1. Первый ответ предельно прост. О нем я уже упоминал выше. Зачем углубляться в детали, если на «блефующем драйвинге» намного проще «рубить бабло».
  2. Второй ответ, вообщем то, тоже тривиален. Качественному анализу потребностей в обучении и соответствующей подготовке тренинга наших бизнес-тренеров никто не учит. Ведь кто они такие, наши российские бизнес-тренеры? Откуда они вышли? – Из СПТ (социально-психологический тренинг), из психодрамы, из гештальттерапии, из НЛП. А ведь они не только сами тренинги проводят, они ведь еще учат, как их надо проводить, вот и передают они людям то, чему их учили на психодраме или курсах НЛП.
 
← старница назад   страница вперёд →