← назад
Школа корпоративного тренинга Вячеслава Летуновского
Карта сайта
Закрыть

Главная страница

 

Руководство

О нас

Управление персоналом

Клиенты и проекты

Тренерское мастерство

Статьи

Продажи и работа с клиентами

Контакты

Полезные ссылки

Организационная диагностика

Расписание мероприятий

Развитие системы управления

Ближайшие мероприятия

Ближайшее заседание

Новости

О клубе

События

Стать членом клуба

 

   

О нас

 

Летуновский Вячеслав

Ермилова Елена

Ермаков Дмитрий

Журавлева Екатерина

Фатина Маргарита

 

  

 

Эмоциональный интеллект. Что такое EQ, и в чем его отличие от IQ?

Понятие эмоционального интеллекта EQ появилось сравнительно недавно. В 1990-е годы Питер Салоуэй выпустил статью с названием «Эмоциональный интеллект» в США. В этой статье он выделял 4 основных навыка, характеризующих человека, обладающего высоким EQ:

  1. Умение воспринимать и идентифицировать эмоции как свои, так и чужие.
  2. Уметь использовать эмоции для управления мыслительным процессом. Например, позитивные эмоции развивают мыслительный процесс в позитивном направлении, т.е. способствуют процессу продумывания и планирования будущих мероприятий.
  3. Собственно понимание эмоций, т.е. определение источника эмоций, понимание стадий и динамики их развития, способность типологизировать и классифицировать эмоции.
  4. Управление эмоциями, умение целенаправленно вызывать определенные эмоции как у себя, так и у других. Противопоставление эмоционального EQ и обычного интеллекта IQ не совсем верно, поскольку EQ включает в себя частично и когнитивные функции, которые традиционно относятся к IQ. Можно говорить о том, что EQ – это более широкое понятие, нежели IQ.

Понятие EQ не возникло на пустом месте. Очень многое из того, с чем мы сейчас работаем в сфере EQ, было ранее разработано а трудах таких ученых как Гилфорд, Торндайк и Айзенк в рамках концепции социального интеллекта. Как бы там ни было, когда мы говорим об EQ, мы преимущественно говорим об эмоциональной сфере, а когда об IQ – о когнитивной (т.е. о мышлении, памяти, внимании и воображении), и это вполне оправданно. В 60-70-х годах прошлого века был настоящий всплеск интереса к исследованиям в сфере IQ. Делались не совсем оправданные гипотезы о том, что люди с высоким IQ будут более успешны на работе. На практике же оказалось, что IQ – это всего лишь один из критериев успешности, и в большинстве случаев даже не самый главный. Работы в сфере психодиагностики потенциально успешных работников медленно, но уверенно смещались в сторону EQ. Особенно критичным показатель EQ оказался для профессий связанных со сферой коммуникации: управленцы, продавцы, сотрудники сервиса, не говоря уже о СМИ и шоубизнесе. Мне как тренеру ближе и понятнее термин не эмоциональный интеллект,  эмоциональная компетентность , поскольку он в большей мере затрагивает сферу навыков и умений. Подобно Салоуэю я также выделяю 4 основных умения в сфере эмоциональной компетентности, но они у меня несколько отличаются:

  • Способность встать на место другого человека и понять, что он сейчас испытывает, какие у него сейчас мысли, чувства и переживания и что он в этой связи собирается делать. Такой навык вполне соотносим с явлением, которое в современной психологии называют эмпатией.
  • Способность адекватно выражать свои эмоции как вербально, т.е. словами, так и не вербально: жестами, мимикой, интонацией и тоном голоса.
  • Способность контролировать собственные эмоции, не дать им себя захватить. Обычно это называется «держать себя в руках». При этом речь не идет о том, чтобы погасить или вытеснить эмоции, а, скорее о том, чтобы направить их энергию в позитивное русло.
  • Способность через изменение своего эмоционального состояния воздействовать на эмоции и настроение других. Яркий пример тому выдающиеся артисты, ораторы и полководцы.
  • суворовВ этой связи вспоминаются отрывки из поэмы «Дон Жуан» в которых Байрон описывает Суворова:
    «Суворов появлялся здесь и там,
    Смеясь, бранясь, муштруя, проверяя.
    (Признаться вам, Суворова я сам
    Необъяснимым чудом называю!)
    То прост, то горд, то ласков, то упрям,
    То шуткою, то верой ободряя,
    То Бог, то арлекин, то Марс, то Мом,
    Он гением блистал в бою любом»

    Действительно А.В.Суворов может служит ярким примером эмоциональной компетентности, ведь его эмоциональное влияние на солдат было практически безгранично, и в то же время его разум в бою всегда оставался чистым и незамутненным.

    Можно ли научиться управлять эмоциями?

    Вопрос риторический. Учиться управлять эмоциями можно и нужно. Кстати говоря, тренинги актерского и ораторского мастерства этому значительно способствуют. Есть также тренинги по развитию самого EQ. Можно заниматься развитием эмоционального интеллекта и самостоятельно. В этом нам может помочь знаменитый цикл Деминга.:

     

    Пример: Вы-руководитель и Вам необходимо провести совещание. Нужно будет вдохновить людей на достижение плановых покателей в условиях падющего рынка. Начинаем со стадии планировния. Четко продумываем повестку дня и трудные моменты, составляем текст своего обращения к людям. Переходим к стадии Выполнение, т.е. сосбвтенно проводим собрание. Далее наступает очередь стадии рефлекссии (Контроль), в ходе которой, мы сравнивам то, что у нас в итоге получилось с тем, чего мы хотели достичь, думаем о том как улучшить свое выступление в будущем т.е. плавно переходим к стадии Корректирующие действия, а из них снова к планированию . Цикл Деминга, по другому еще называетс яциклом непрерывного улушения.

    Как выстпроить долгосрочную стратегию эмоционального самоуправления?

    Здесь хотелось бы выделить как минунм два важных аспекта. Во-первых, необходимо вести дневник самонаблюдений, в котором в течние достаточно долгого времени отмечать смену своих эмоциональных состояний. Можно для этой цели, например, использовать шкалу позитивных и негативных эмоций в 10-ти бальном выражении.

    Как правило людям свойственна такого рода иллюзия: если у меня сейчас все плохо, то, скорее всего, так дальше и будет продолжаться. Или если у меня сейчас все хорошо, -ведь я этого достиг, я это заслужил! Теперь так будет всегда. Человек который начинает заниматься регулярными наблюдениями за сменой своих эмоционалоных сосотояний, очень быстро начинает понимать, что они никогда не бывают стабильными надолго, они текут, трансформируются, они меняются. Со временем начинаешь понимать, что сама это смена вполне естевственна и нормальна. И тогда уходит желание в своем плохом настроении винить других «Ты меня расстроил, это ты во всем виноват!»

    Более того регулярное наблюдение за своими эмоциями позволяет выявить цикличность в смене эмоций, есть дневные циклы, недельные, двухнедельные есть и многолетние. У каждого человека эти циклы уникальны и индивидуальны, но в группах людей могут синхронизироваться. Очень важно осознать циклы измнения моих эмоциоанльных состояний, и тогда появиться возможность использовать позитивные эмоционалные состояния по максимуму, и сводить вляние негативные эмоциоанальных состояний к минимуму.

    Во-вторых, можно и нужно выявлять источники позитивных и негативных эмоций и целенаправленно их использовать для управления своими эмоциональными состояниями. В частности целесообразно больше времени и пространства своей жизни предоставлять позитивным источникам. Это могут песни, книги, фильмы, люди, музыка. Опираясь на эти источники Вы можете целенаправленно формировать у себя тот настрой, который сейчас наиболее актуален вашей жизненной ситуации. Для кого сейчас больше подойдет героический пафос, для кого-то комедия, для кого-то что то бодрящее, для кого-то, наоборот, успокаивающее. Важно, чтобы Вы делали все это осмысленно и осознанно.

    Эмоции и стресс

    Разберем природу стресса. Прежде всего, стресс – это мобилизационная реакция организма на негативное воздействие внешней среды. В древние времена эта мобилизация была крайне необходима для выживания. Мобилизация организма была необходима либо для борьбы, либо для бегства. В настоящее время ситуация коренным образом изменилась, источники угрозы переместились в социальное, психологическое и даже виртуальное пространство, а мобилизационная реакция организма осталась прежней. Бежать и драться при этом чаще всего бывает не нужно и неуместно. В этом процессе эмоции несут сигнальную функцию. Речь идет о таких эмоциях как тревога и страх.

    В профилактике деструктивных последствий стресса очень важно не сидеть на месте, а осуществлять поисковую активность. Как говорил тот же Суворов: «Лучше самому идти опасности на встречу, нежели ждать когда она придет к тебе. Дело в том, что очень часто тревога может быть вызвана не столько реальной угрозой, сколько мнимой, и тогда прояснение сути вопроса может быстро снять тревожное состояние. Да и сама по себе двигательная активность приводит к психофизической разрядке, препятствует процессам психосоматизации.

    Тем не менее, тревога – это не всегда плохо, небольшая тревожность помогает мобилизоваться для решения трудных задач. Главное здесь не перенапрячься, не перетревожиться. В случае же сильного напряжения необходима сначала разрядка: активный спорт, высказаться, выплакаться, прокречаться, а затем необходимо выспаться, побыть в тишине, восстановиться.

    Ни в коем случае нельзя подавлять эмоции, это приводит к психосоматическим заболеваниям разного характера, прежде всего, речь идет о сердечно-сосудистой системе и желудочно-кишечном тракте. Длительное пребывание в состоянии стресса быстро изнашивает эти системы, они дают сбой. Эмоциональная компетентность избавит вас от негативных последствий стресса и сохранит здоровье.

     
    ← старница назад